RUS
ENG
RUS
ENG
Школа по Центральной Азии–2021, день первый: безопасность в регионе после августа 2021 года
15.12.2021 09:11

Как меняется значение Центральноазиатского региона для мира с учетом ситуации в Афганистане? Как соотносятся интересы стран Центральной Азии с внешними игроками? Эти и другие вопросы обсудили участники конференции «Проблемы региональной безопасности Центральной Азии после августа 2021 года», которая прошла 14 декабря на полях «Школы по Центральной Азии–2021» в Узбекистане. 

Программу мероприятия открыли приветственные слова партнеров и официальных лиц. Заместитель исполнительного директора Фонда Горчакова Дарья Лобанова рассказала об истории проекта: за десять лет существования Школы ее выпускниками стали около 200 молодых специалистов, некоторые из них выступают на мероприятии в качестве спикеров. Дарья Андреевна подчеркнула, что в 2021 году Школа по Центральной Азии носит имя выдающегося эксперта, специалиста-регионоведа, сторонника выстраивания дружеских отношений между Россией и странами региона Сергея Масаулова, почившего в прошлом году в преддверии несостоявшейся по этой причине Школы–2020. 

Анвар Насиров, директор Международного института Центральной Азии (МИЦА), на чьей площадке прошел первый день Школы, отметил главную задачу открывшегося в 2021 году института – всестороннее глубокое изучение в партнерстве с ведущими зарубежными исследовательскими центрами основных тенденций современных внешне- и внутриполитических социально-экономических процессов, протекающих в странах региона. «Важным является то, что процесс сближения в регионе не направлен против кого-либо и ставит целью установление сотрудничества как со странами Центральной Азии, так и внерегиональными партнерами», – добавил Анвар Джамалетдинович.

Отметим, что на полях «Школы по Центральной Азии–2021» Фонд Горчакова и МИЦА подписали соглашение о продолжении сотрудничества.

Участников приветствовал руководитель представительства Россотрудничества в Узбекистане Михаил Вождаев, отметив, что данное мероприятие является естественной кооперацией между научными и экспертными кругами России и стран региона.

В ходе первой сессии программы «Новая реальность Центральной Азии. Что поменялось в регионе после августа 2021 года» эксперты обсудили актуальные вопросы региональной безопасности с учетом ситуации в Афганистане. Одним из спикеров выступил Бахтиёр Мустафаев, заместитель директора Международного института Центральной Азии: 

«Страны Центральной Азии готовились к нынешней ситуации в Афганистане начиная с 2014 года, когда вопрос вывода американских войск впервые начал рассматриваться на серьезном уровне. Наряду с укреплением государственных границ и повышения боеготовности армии государства Центральной Азии самостоятельно наладили переговоры с движением "Талибан"* до их прихода к власти.
Несмотря на все пессимистические прогнозы, массового потока беженцев в страны Центральной Азии не ожидается. В основном, афганские беженцы используют уже сформированные до сегодняшнего дня, устойчивые маршруты в направлении Ирана и Пакистана. Более того, Центральная Азия не является привлекательной как с экономической, так и с точки зрения правовых условий, созданных для беженцев. Как показывает анализ, в 2020 году большое количество афганских беженцев принимали, в основном, в странах ЕС, Австралии и Великобритании». 

Запись прямой трансляции сессии «Новая реальность Центральной Азии. Что поменялось в регионе после августа 2021 года» доступна на канале Фонда Горчакова в YouTube.

В ходе сессии по вопросам актуального значения Центральной Азии на геополитической карте была открыта дискуссия на тему существования «Большой игры» 2.0 – по примеру геополитического соперничества Российской и Британской империй в Южной и Центральной Азии в XIX — начале XX веков.

«Спустя 15 лет мы можем повторить тезис первого президента Узбекистана Ислама Каримова о "политической неопределенности" – так описал происходящее в странах региона Фарход Толипов, директор негосударственного научного учреждения «Билим карвони». – Сегодня непонятно, какие интересы преследуют великие державы в Центральной Азии. Повторяется ли "Большая игра" в на территории региона? С точки зрения геополитики можно найти очень много признаков того, что "Большая игра" в плане соперничества, конкурентных поползновений держав в ЦА ведется. И, в отличие от первой, она более сложная и вызывающая беспокойство».

Продолжила программу конференции панельная дискуссия «Образ будущего Центральной Азии – взгляд молодых исследователей» и выступления участников Школы по Центральной Азии с докладами по тематике конференции. 

«Школа по Центральной Азии–2021» проходит в Ташкенте с 13 по 17 декабря. Главной темой дискуссий в этом году стали вопросы безопасности, связанные с изменением ситуации в Афганистане и сопредельных странах. Партнерами Фонда Горчакова в проведении мероприятия в этом году выступают Информационно-аналитический центр МГУ (ИАЦ МГУ), Институт экономических стратегий (ИНЭС), Международный институт Центральной Азии (МИЦА) и МГИМО МИД России.


* террористическая организация, запрещённая в РФ