Публикуем комментарий Сергея Кухаренко, директора Института народной дипломатии АТР, начальника учебного отдела Института Конфуция БГПУ, члена Клуба Горчакова:
"Распространение нового коронавируса Covid-19 стало одним из самых серьезных вызовов как для России, так и для большинства стран мира. Последствия, которые окажет распространение Covid-19 на мир, еще предстоит оценить.
Я нахожусь в Благовещенске на Дальнем Востоке, на самой границе с Китайской Народной Республикой. От Китая город отделяет лишь 700 метров реки Амур. В приграничном китайском городе Хэйхэ по другую сторону Амура граждане России могут находится без визы в течение 30 дней. На КНР приходится более 80% товарооборота Амурской области. Значительная часть культурно-массовых мероприятий в Благовещенске проходит при участии китайской стороны.
В университете, в котором я работаю, китайские студенты составляют около 10 % от общего числа студентов вуза. Более 300 студентов и школьников изучает китайский язык в Институте Конфуция, центре изучения китайского языка и культуры, созданном в университете совместно с китайским вузом-партнером.
Таким образом, связи с Китаем буквально пронизывают все сферы жизнедеятельности нашего города. Моя работа также, в первую очередь, связана с Китаем. В 2015 году мне даже удалось посетить вместе с делегацией Фонда Горчакова уже ставший известным город Ухань.
Тем не менее, привычная жизнь в Благовещенске почти никак не изменилась. На улицах практически не встретить людей в масках, в магазинах не наблюдается перебоев с товарами и продуктами, нет выявленных случаев нового коронавируса ни в Благовещенске, ни в одном из других населенных пунктов, граничащих с Китаем.
Конечно, такая ситуация была бы невозможна без вовремя принятых правительством Российской Федерации ограничительных мер. Граница с Китаем закрыта еще в конце января. До закрытия границы практически все граждане Китая, проживающие в Благовещенске, уехали на празднование китайского нового года 24 января, а потом не смогли вернуться обратно.
Свою роль сыграли и действия Китая, направленные на значительные ограничения передвижения своего населения. В Хэйхэ также не было зафиксировано случаев заражения Covid-19.
С другой стороны, как я уже отмечал, масштабный ущерб экономике, культурной и образовательной сфере еще предстоит оценить.
Наш университет перевел всех китайских студентов на дистанционное обучение уже больше месяца назад. С недавнего времени мы отправили российских школьников, и студентов, изучающих китайский язык в Институте Конфуция, на дистанционное обучение. Изучив множество онлайн-платформ для дистанционного обучения, мы выбрали DingTalk от известного интернет-гиганта Alibaba Group. Сейчас это приложение повсеместно используется в китайских школах и университетах во время карантина. От многих студентов мы слышим, что формат видеоконференций им даже интересней традиционного подхода к организации урока.
Уже сейчас понятно, что эпидемия нового коронавируса и вызванные ей ограничительные меры приведут к некоторым переменам в образе жизни людей. Возможен рост цифровизации целых секторов экономики, осознание возможности работать удаленно для представителей ряда профессий, снижение доли наличных расчетов. Очевидно предположить рост финансирования систем здравоохранения и научных исследований в сфере медицины во всех странах. Думаю, последствия пандемии подстегнут и развитие дистанционных методов обучения в сфере образования.
В любом случае, изменения будут носить масштабный характер и в той или иной степени, коснутся каждого из нас".