Принимаемые властями меры по предотвращению распространения коронавируса носят преимущественно рестриктивный характер. Их оправданность не вызывает сомнений. Вместе с тем, нельзя не признать, что, затрагивая жизненные интересы граждан, они не могут не вызывать роптания и несформулированных претензий, которые в конечном итоге могут быть предъявлены власти. Рассчитывать на "высокую коммунистическую сознательность" не приходится. Приблизительно об этом говорит Генри Киссинджер в своей книге "Мировой порядок" (Издательство АСТ, Москва, 2016. стр. 62-63), анализируя Великую французскую и Великую октябрьскую социалистическую революции: "Революции вызывают больше всего потрясений, когда приходят неожиданно...Революции вспыхивают, когда многообразие обид, чаще всего не связанных между собой, сливается воедино - и оборачивается нападением на ничего не подозревающий правящий режим. Чем шире революционная коалиция, тем сильнее ее способность уничтожить существующие модели власти". Это наблюдение общего характера применительно к нашей действительности означает, прежде всего, снятие общественного напряжения в тех узлах, где оно реально существует или может возникнуть, и какие меры не только запретительного, но и разрешительного плана, следует предпринять для недопущения такой "коалиции".
1. Наибольший удар коронавирус нанес по концепции общественного транспорта и не только в нашей стране. Доверие к нему подорвано надолго. Метро, автобусы и даже такси и каршеринговый транспорт будут даже по окончании кризиса рассматриваться как токсичные средства передвижения. Поэтому при всем уважении к труду тех, кто вложил столько сил и стараний в его развитие, следует признать необходимым пересмотреть вопрос о соотношении общественного и личного транспорта. Концепция вытеснения личного транспорта из города имела в свое время альтернативу - развитие многоуровневых парковок, но от нее отказались, видимо, из экономических соображений.
Вопрос владения личным транспортом и свободы его использования является вопросом личной собственности и визитной карточкой среднего класса; поэтому притеснения здесь, хотим мы этого или нет, объективно переводит этот класс в разряд потенциальных оппозиционеров. И наоборот, послабления, идущие в направлении оздоровления санитарно-эпидемиологической обстановки, будут приветствоваться как по существу, так и в плане воздействия на настроения людей. Такими мерами, на наш взгляд, могли бы быть следующие решения:
- Переоборудование под автостоянки части парковочного пространства за счет непомерных тротуаров в качестве экстренной меры до решения вопроса по существу. Это способствовало бы не только оживлению индивидуального автотрафика и снижению нагрузки на общественный транспорт, но и облегчило бы доступ к социальным объектам и предприятиям малого и среднего бизнеса после минования пика кризиса. Страна не может жить в режиме перманентных каникул.
- Продление истекающих сроков действия водительских прав. По данным журнала "За рулем", парк легковых автомобилей в стране на 1 января 2020 года составляет 45 млн единиц. Водительские права выдаются сроком на 10 лет. Значит 4,5 млн человек должны в этом году поменять права. Это не просто "армия", а "4 армии", если сравнивать с численностью наших вооруженных сил. И эти "армии" двинутся по поликлиникам, психдиспансерам и отделениям ГИБДД для получения соответствующих справок и документов, отвлекая врачей и полицию от своих прямых обязанностей и усугубляя санитарную обстановку. И так каждый год. Эксперты, конечно, скажут, что "так надо". А ведь "надо" просто продлить эти документы, скажем, на 3 или 5 лет без обращения в милицию и без всякой дискриминации.
Вообще владельцы транспорта и водители в целом требуют к себе повышенного внимания. На их "антисоциальный" характер впервые в сатирической форме обратили внимание Ильф и Петров в романе "Золотой теленок", который начинается с этих рассуждений ("Пешеходов надо любить..."). Но и автомобилистов тоже если не любить, то понимать, на что они способны в нынешних условиях: сколько за рулем "таксистов-политологов", сколько непечатных сентенций можно услышать в любой адрес. Но главная опасность - в их мимикрировании. За рулем он - оппозиционер, а в офисе - лояльный власти чиновник.
2. В банковской сфере также следовало бы ввести продление банковских карт в автоматическом порядке. Здесь положение еще более напряженное, чем с водительскими удостоверениями. Мы затрудняемся назвать количество владельцев карт, но полагаем, что их на несколько порядков больше. Сейчас в Сбербанке карта выдается на три года, в других - на пять лет.
Также следует в автоматическом режиме обеспечить продление сроков по депозитным вкладам, тем более, что сейчас вводятся 13%-ные отчисления от прибыли по вкладам в пользу государства.
Вышеизложенное должно разгрузить отделения банков от наплыва посетителей, способствовать улучшению морально-психологического климата в обществе.
3. В нынешних условиях как никогда важно разгрузить медицинский и учительский персонал от ненужной бюрократической отчетности, дать им возможность реально работать. Деликатность вопроса в том, что напрямую, то есть по вертикали истинную картину восстановить сложно: каждый боится потерять свое место, но с глазу на глаз врачи и учителя иногда откровенничают.
Повторяем изложенное нами в "Размышлениях" 23 марта предложение о введении учебных часов на радио и ТВ для дистанционных уроков по различным дисциплинам в соответствии с учебной программой. Это было бы полезно не только для детей, но и для родителей, несколько отвлекло бы их от радио-телевизионной "креативщины".
Информационно-аналитическая служба Фонда Горчакова