Некогда великое государство, на данный момент Афганистан является одной из самых обсуждаемых и опасных стран XX и XXI веков, на территории которой идет война уже на протяжении 40 лет. Прежде всего, стоит отметить, что Афганистан занимает важную географическую (апеллируя терминами XXI века, геополитическую) позицию, из-за которой вокруг него возникают споры, и различные международные акторы пытаются заполучить влияние в регионе. С момента вывода советских войск из Афганистана, в 1979 году, в стране образовался политический вакуум, который был занят моджахедами. Однако между группировками началась гражданская война (1992–1996), которая привела страну к еще большему разрушению и основанию новой угрозы не только для Афганистана и региона, но и для всего мира – террористической группировки Талибан (террористическая организация, запрещенная в РФ). Государство находилось под его контролем с 1996 по 2001 год, до момента начала американской антитеррористической компании. США ввели свои войска в 2001 году, и они до сих пор остаются на территории страны, отражая атаки талибов. На данный момент группировка Талибан является основным дестабилизирующим фактором, которая контролирует большие части Афганистана и диктует свои правила международному сообществу.
Сегодня ИРА находится в очень шатком состоянии, подчиняясь правилам игры, которые диктуют террористы. Последние, в свою очередь, начали вести еще более ожесточенную борьбу после подписания договора между ними и Америкой в феврале 2020 года. Международное сообщество, включая Россию, пытается усадить за стол переговоров стороны конфликта, что пока представляется невозможным из-за отказа талибов проводить переговоры до того, как американские войска не выйдут из страны. Однако не только Афганистан сейчас находится под угрозой. После объявления США о выводе войск процесс дестабилизации начал распространяться на весь регион Центральной Азии.
Для анализа последствий и путей решений назревшего кризиса были выделены следующие проблемы региона: безопасность, водноэнергетические ресурсы, территориальные вопросы, геополитическое противостояние крупных держав. Упомянутые проблемы будут подробно рассмотрены далее.
Первой и самой важной проблемой является безопасность региона и, возможно, всего мира. Правительства Афганистана всегда использовали религию как инструмент. Когда группировки моджахедов не смогли смириться с распределением власти и в конечном итоге закончились гражданской войной, другая форма исламизма с гораздо более экстремистским нарративом, Талибан под именем религии бросил вызов теологам и вынес решение на основе экстремистских нарративов. После присутствия США в Афганистане религия снова сыграла ключевую роль в разжигании пламени войны. Если мы посмотрим на все войны в Афганистане, религия по-прежнему играет неоспоримую роль в войнах и конфликтах, а группа Талибан использовала религию как инструмент для узаконивания своих террористических атак в Афганистане. Также стоит упомянуть появление молодых радикалов из-за имиджевых успехов талибов, которое способно дестабилизировать ситуацию в центральноазиатских государствах в ближайшие несколько лет. Чтобы предотвратить такой исход событий, правительствам стран стоит вводить религиозное обучение, чтобы молодежь понимала неверную трактовку ислама террористами, а также следует ввести контроль за религией, чтобы не допустить появление некомпетентных мулла, а также подпольных мечетей, пропагандирующих ложные ценности и склоняющих прихожан к вступлению в террористические группировки ради борьбы с неверными (Кафирун), захватчиками. Поток радикальных экстремистов может хлынуть в Европу, что подорвет безопасность всего мира.
Следующей проблемой можно назвать рост оборота наркоторговли. На данный момент прибыль от наркоторговли составляет 40-50% афганистанского ВВП, а также одним из главных доходов талибов. Выращивание наркотических средств возможно и почти не имеет никаких препятствий из-за низкого экономического уровня страны. Многие фермеры в провинциях сдают в аренду свои земельные участки, получая при этом большую прибыль, чем они могли бы получить от обычного земледелия. Сейчас через Центральную Азию из Афганистана проходит около 30% наркотиков, а остальные 70% через Иран и Пакистан. При ухудшении ситуации в регионе поток наркотиков в Европу увеличиться в разы. Чтобы этого не допустить, уже на данном этапе стоит пересмотреть политику охраны границ с целью ее усиления.
Далее стоит упомянуть одну из наиважнейших проблем – территориальные вопросы. Они возникают по нескольким причинам: конкуренция за региональные ресурсы, сложная конфигурация границ (существование анклавов, демаркированные зоны), высокая плотность население, трудности процессе формирования гражданской идентичности. На данный момент протекают два конфликта: таджико-киргизский и казахо-узбекский. Если мы будем наблюдать эскалацию конфликта на афганской территории, то возможно и обострение данных конфликтов, которые могу повлечь за собой цепную реакцию, что выльется в массовые конфликты и споры между бывшими советскими республиками. Если в регионе обострятся территориальные споры, то это может привести к ослаблению центрального правительства в постсоветских республиках.
Отдельного внимания заслуживает ферганская долина – это треугольник Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, где исторически наблюдается социально-экономическая напряженная ситуация. Быстрый рост населения ограниченность ресурсов, проблемы водных ресурсов – предпосылки пограничных земельных конфликтов. Споры по вопросам делимитации и демаркации границ нередко приводят к вооруженным конфликтам на приграничных территориях, нередко включаются правительственные силы. Регион может вспыхнуть при эскалации конфликта в Афганистане, так как этнические таджики на территории ИРА могут выступить дополнительной силой для Таджикистана в этом вопросе. Для решения вопроса взаимовыгодного вопроса необходимо создать международно-правовую базу для превентивного поиска решения и максимально учесть интересы друг друга. Отсутствие единого центра привело к бесконтрольному отбору электроэнергии, что провоцировало конфликтные ситуации и негативно отразилось на безопасности самой энергетической системы. Системные нарушения и незаконный отбор электроэнергии из ОЭС ЦАЕЭС порождают серьезную угрозу стабильной и надежной работе национальных систем.
Территориальные споры осложняются вопросами водноэнергетических ресурсов. Центральная Азия по водным ресурсам делится на две категории:
А) Страны с небогатыми водными ресурсами – Узбекистан, Киргизия, Туркменистан.
Б) Страны с богатыми водными ресурсами – Таджикистан и Киргизия.
Таджикистан и Киргизия в основном используют водные ресурсы для получения электроэнергии, а остальные страны для орошения. Исходя из этого, растет взаимные упрёки, и претензии что приводит к нарастанию напряженности. Рациональное использование трансграничных рек может быть достигнуто посредством согласованной водно-энергетической стратегии и выработать единый экономический механизм, совместного использования водных ресурсов.
В контексте Афганистана надо упомянуть треугольник Иран-Афганистан-Пакистан, так как с момента постройки дамбы в ИРА, ее правительство ведет жесткую политику по распределению водный ресурсов с целью подчинения двух данных стран интересам афганского правительства.
Страны Центральной Азии также оказались в сложной ситуации из-за долговременного присутствия внешних акторов в регионе. Им приходится вести многовекторную внешнюю политику между Китаем, Россией и США. Страны региона участвуют во всех региональных проектах вышеуказанных сверхдержав, которые противоречат друг другу. Также существуют интересы региональных держав Турции –который стремится господствовать в тюркском мире и Ирана, который имеет исторические и культурные связи с Афганистаном и Таджикистаном. Странам региона следует активизировать регионализацию и укрепить стратегическое сотрудничество.
В контексте вывода американских войск и с учетом всего вышесказанного, ожидается эскалация внутриафганистанского конфликта, а также усиление напряженности во всем Центральноазиатском регионе. Можно выделить такие краткосрочные перспективы развития как:
1. Эскалация конфликта в ИРА определяется своим собственным путем, который делится на три уровня. Первый из них – вендетта, то есть месть. Афганское правительство наряду с лидерами группировки Талибан (террористическая организация, запрещенная в РФ) могут вести счет на убийства высокопоставленных лиц. С ухудшением обстановки талибы могут начать действовать более агрессивно.
2. Вторым уровнем эскалации, который возможен в краткосрочной перспективе, является конфликт между территориями и племенами. Так, например, до сих пор идет противостояние между Нуром и Достумом за северные территории. Получив должность в правительстве Афганистана переходного периода, Нур заручился поддержкой международного сообщества в этом конфликте и установил контроль на Мазари-Шарифом сравнительно малой кровью. В октябре 2003 года генерал Дустум, однако перешел в наступление и отбил многие ключевые позиции, но под возрастающим давлением правительства и международного сообщества они были вынуждены разделить сферы влияния. Атта Мохаммад Нур получил контроль над большей частью провинции Балх, генерал Дустум – над другими северными территориями.[1] Однако до сих пор остаются неразрешенные вопросы, которые могут активизироваться.
3. Как уже было упомянуто ранее, наркоторговля и контрабанда составляют большую часть доходов Афганистана. Предполагается, что после вывода американских войск у правительства будут другие приоритеты, отличные от борьбы с растущим оборотом наркотиков. В этой связи ожидается рост сбыта наркотиков через страны Центральной Азии в Россию и страны Европы.
4. Еще одним последствием может стать радикализация региона и увеличение случаев международной преступности.
5. Последним краткосрочным последствием можно назвать захват талибами Афганистана. Данное развитие событий оспаривается многими политиками и политологами. Однако такой вариант исключать нельзя, так как ситуация с безопасностью быстро ухудшается из-за стремительного наступления талибов, которые может привести к ослаблению/падению гражданского афганского правительства и вооруженных сил. Талибан (террористическая организация, запрещенная в РФ) имеет возможность в короткие сроки взять под контроль юг, восток, и запад, и начать наступление на Кабул и север.
Помимо краткосрочной перспективы возможно также выделить и среднесрочную:
1. Как было указано в краткосрочных вариантах развития событий, существует три уровня эскалации конфликта. Последний уровнем является противостояние между племенами и правительством. Это значит, что центральная и централизованная власть, собранная в рука президента, может потерять поддержку в регионах.
2. В связи с возможностью обострения вооруженного конфликта может увеличиться поток беженцев в страны Европы, которые уже давно страдают от количества мигрантов. К тому же среди беженцев могут быть радикально настроенные люди, целью которых может стать распространение радикального исламизма, чтобы подорвать систему западных стран.
3. Афганистанское правительство и вооруженные силы остаются сплоченными, и у Талибана не получится сконцентрировать свои силы и захватить провинции. Однако афганское правительство продолжит постепенно уступать позиции талибам, как и сегодня.
4. Несмотря на все негативные прогнозы, указанные выше, генерал Фарид Ахмади уверен, что «Талибан не может победить в военном отношении афганские силы безопасности»[2]. Из этого можно сделать вывод, что спустя время афганская армия спустя время возьмет верх над талибами и подконтрольными им территориям.
Для урегулирования конфликта можно предложить следующие перспективы:
1. Талибы долгое время борются не только с иностранными присутствием в стране, но и за власть. Чтобы дать им желанное, возможна кооптация представителей Талибана в правительство путем проведения выборов в провинциях, которые они контролируют.
2. Требуется расширение политических и экономических взаимодействий стран-держав со странами ЦА для поддержки их миротворческого потенциала, а также экономического развития и региональной интеграции. Таким образом, они смогут сами осуществлять экономическую поддержку Афганистану, а также сохранять стабильность на своих и соседних территориях.
3. Еще одним условием можно выделить достижение консенсуса между Афганистаном и Пакистаном. По словам руководителя Совета национальной безопасности Афганистана, доктора Хамдуллы Мохиба, для достижения успеха мирных переговоров с Талибами, необходимо сначала достичь соглашения с Талибаном.[3] Кроме того, по словам посла, господина Джавада, Россия может способствовать нормализации отношений между Кабулом и Исламабадом.[4]
4. Еще одним шагом, предложенным генералом Ахмади, является создание Регионального центра передового опыта сил специальных операций и борьбы с терроризмом стран Южной и Центральной Азии. Генерал уверен, что это отличная возможность делиться опытом по борьбе с терроризмом, так как афганская армия занимается этим уже долгий период времени и способна обучить своих коллег из соседних стран. Также это поспособствует объединению усилий разных стран и силовых ведомств и расширению регионального сотрудничества.[5]
5. Несмотря на вывод американского военного контингента из Афганистана, предполагается, что в стране останутся частные военные компании и гибридные формирования, целью которых будет продолжение обучения армии и их инструктаж.[6]
Подводя итог, стоит отметить, что, несмотря на сложность и продолжительность конфликта, возможны, хотя и не очень велики, шансы его деэскалации. Однако они также предполагают вмешательство, хоть и косвенное, со стороны внешних игроков.
[1] Атта Мохаммад Нур // Афганистан.ру URL: https://afghanistan.ru/doc/97847.html (дата обращения: 26.05.2021).
[2] Афганистан предлагает странам региона дружить спецназами // Независимая газета URL: https://www.ng.ru/world/2021-05-10/100_afg10052021.html?fbclid=IwAR0GoTVEGWThtPumgEshkI-MtHFNqE1R8EU... (дата обращения: 26.05.2021).
[3] Британия начала новую игру в Афганистане // Независимая газета URL: https://www.ng.ru/world/2021-04-28/100_afgan194428042021.html?fbclid=IwAR2vU-s4D3jz0DlwITZRcvClhfdfV... (дата обращения: 26.05.2021).
[4] Посол Афганистана в Москве: Россия должна предотвратить возвращение режима талибов // ТАСС URL: https://tass.ru/interviews/11507489?fbclid=IwAR21cONyfGBAmwqWy5kTCX97SjHEdoWB-UVxlrR4jN6ezoeBj1drqKe... (дата обращения: 29.05.2021).
[5] Афганистан предлагает странам региона дружить спецназами // Независимая газета URL: https://www.ng.ru/world/2021-05-10/100_afg10052021.html?fbclid=IwAR0GoTVEGWThtPumgEshkI-MtHFNqE1R8EU... (дата обращения: 26.05.2021).
[6] Политолог: после ухода войск США афганская армия многих удивит // Радио Sputnik URL: https://radiosputnik.ria.ru/20210518/afganistan-1732869471.html?utm_source=yxnews&utm_medium... (дата обращения: 26.05.2021).