Сергей Маркедонов, научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО МИД России, главный редактор журнала «Международная аналитика», в своем выступлении подчеркнул важность регионов Северного Кавказа и, в частности, Чеченской Республики, для политической стратегии России в целом:
По мнению Аднана Нагаева, председателя комитета по вопросам социальной политики, здравоохранения и спорта Парламента Чеченской Республики, Чечня в определенный период истории была втянута в орбиту геополитических интересов сверхдержав, и республику использовали под разными лозунгами как внутренние, так и внешние силы для достижения определенных целей, которые не являлись истинными ни для чеченского народа, ни для России. В обсуждении также принял участие Джамбулат Умаров, заместитель председателя правительства Чечни, курирующий вопросы внешней и внутренней политики.«Процесс интеграции Чечни в общероссийское правовое и политическое пространство оказался важнейшим геополитическим изменением на 30 лет на Кавказе. Без него невозможно представить себе ни укрепление российской позиции в этом регионе, ни Россию в Сирии или как активного игрока на Ближнем Востоке, в том числе с использованием определенного чеченского ресурса для продвижения российских интересов».
Говоря о влиянии победы «Талибана»* в Афганистане на переформатирование радикального исламизма на Кавказе, Ахмет Ярлыкапов, старший научный сотрудник Центра евроазиатских исследований МГИМО МИД России и научный руководитель «Кавказского диалога–2021», отметил:«Ситуация в Нагорном Карабахе сильно изменилась. Физически безопасность населения Нагорного Карабаха сейчас обеспечивают российские миротворцы. Изменились геополитическая и коммуникационная конфигурация. Все это очень повлияло на ситуацию на Южном Кавказе».
В заключение рабочей программы мероприятия участники поговорили о развитии курортной инфраструктуры на Северном Кавказе. Мероприятие завершилось вручением сертификатов и торжественным ужином.«В данный момент наше государство очень нуждается в ответе со стороны духовного управления мусульман. Но заставить их дать этот ответ мы не можем. Мы привыкли работать в черно-белом мире, который сами же выстроили. И, к сожалению, государство способствовало складыванию такой картины мира. В текущей ситуации требуется быстрый ответ, но неповоротливые структуры не способны его дать. Вся постталибская ситуация показала глубочайший кризис наших традиционных мусульманских структур, с которым нашему государству необходимо что-то делать. Необходимо сделать вывод из этого молчания, которое само по себе крайне вредно для состояния сообщества, потому что хуже всего, когда нет никакого ответа».
О том, как прошли первый и второй день «Кавказского диалога–2021», читайте в архиве новостей Фонда.
*террористическая организация, запрещенная в РФ