Транспортные, экологические и социально-экономические вопросы развития Арктики стали темами второго дня «Арктического диалога–2021». Программу открыла дискуссия на тему «Региональное развитие Арктической зоны РФ. Опыт регионов, экономические точки роста». Эксперты сравнили положение российских и зарубежных городов, которые располагаются в северных территориях. Акцент на уникальности условий проживания в таких местах сделала Надежда Замятина, заместитель генерального директора АНО «Институт регионального консалтинга»:
«Арктические города служат моторами развития окружающей экономики. Города – это транспортно-логистические базы освоения минерально-сырьевых ресурсов. Города – это центры первичной переработки сырья. Города – это базы жизнеобеспечения Арктики. Города – центры размещения “вето-отраслей”, таких как гидрометеорологический мониторинг, геологические и смежные исследования, информационное обеспечение и связь, специфические наукоемкие услуги. Это также центры размещения медицинской помощи».
Привлекателен ли транзит через Арктику для зарубежных грузовладельцев – и выгодно ли его развитие России как прибрежному государству? Имеются ли разночтения в определении правового статуса Северного морского пути (СМП) – главной морской коммуникации России в Арктике? Эти и другие вопросы рассмотрели спикеры дискуссии «Развитие арктических транспортных коридоров. Экономическое сотрудничество в Арктике».
Максим Кулинко, заместитель директора Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» – инфраструктурного оператора Северного морского пути – рассказал о текущей работе по расширению ледокольного флота России и планах по обеспечению круглогодичной навигации на восточном направлении по Северному морскому пути.
«Согласно планам, показатели международного транзита по Севморпути к 2030 году должны достичь 30 млн тонн. Но планы эти не будут реализованы, если нам не удастся доказать международному сообществу, что плавание по СМП безопасно, а в случае чего судам будет оказана помощь по мировым стандартам. Поэтому сегодня мы реализуем планы по развитию портовой инфраструктуры, аварийно-спасательного флота, новых цифровых сервисов и спутникового покрытия акватории», – отметил Максим Кулинко.
Андреас Распотник, старший научный сотрудник Арктического института, сотрудник Центра Вильсона, рассказал о заинтересованности стран Европы в развитии морских маршрутов через Арктику и поднял проблему, которая способна замедлить этот процесс:
«”Зеленая сделка”, которую страны Европы заключили, обязавшись бороться с последствиями изменений климата, к 2050 году призвана изменить экономику Европы. Это новая стратегия роста, важная веха, поскольку мы стремимся к полному переходу на возобновляемые источники энергии и избавлению от выбросов парникового газа. Чем это сулит грузоперевозкам в Арктике? Европейские страны хотят вывести “зеленые” стандарты за пределы ЕС, внедрить новые законы и правила, которые могут значительно увеличить стоимость продукции, перевозимой по северным морским коридорам, поскольку она должна будет полностью соответствовать европейским стандартам».
В ходе итоговой сессии второго дня участники обсудили экологические программы и развитие “зеленых” технологий в Арктике. Эксперты поделились опытом практически реализованных инициатив, а также обсудили проблемы и перспективы воплощения принципов “зеленой” экономики на Севере.
«”Зеленая” экономика может в отдельных случаях спровоцировать “зеленый” протекционизм, – считает Анна Корппоо, профессор-исследователь норвежского Института Фритьофа Нансена. – Так, под предлогом заботы об экологии страны могут проводить протекционистскую политику и сдерживать развивающиеся страны. Такой подход игнорирует экологические доводы других стран. России в глобальной “зеленой” экономике отводится важная роль, долгосрочные цели России хорошо согласуются с общей ее стратегией. Однако по данной теме дискуссии ведутся в России только на академическом уровне, а также в этих разговорах про Арктику вспоминают достаточно редко, что зря: для северных регионов эти вопросы являются стратегически важными».