Россия с 2021 года вступила в свой председательский срок в Арктическом совете – главной платформе международного сотрудничества на Севере. Однако выстраивание международного диалога происходит в напряженных условиях: так, все государства-члены Арктического совета ввели экономические санкции против России, а четыре государства «арктической пятерки» помимо нашей страны входят в состав НАТО. Возможно ли в общем глобальном контексте сохранить эффективность сотрудничества в Арктическом регионе? Этот вопрос объединил все дискуссии первого дня научно-образовательной программы «Арктический диалог–2021», стартовавшей 12 октября в столице Ямало-Ненецкого автономного округа Салехарде.
Панельные дискуссии «Арктического диалога» доступны к просмотру в прямом эфире и в записи на канале Фонда Горчакова в YouTube.
Череду дискуссий открыл экспертный анализ перспектив председательского срока России в Арктическом совете в 2021–2023 гг. Оценку стратегии председательства дал Александр Сергунин, профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.
«Момент завершения председательства Исландии в Арктическом совете совпал со сменой власти в США: администрация Джо Байдена дала зеленый свет принятию Стратегического плана Арктического совета. И Россия была вынуждена на ходу менять повестку своего председательства в соответствии с данным документом», – отметил Александр Сергунин.
Однако, по оценке профессора, несмотря на некие нестыковки концепции председательства и внешней программы по его приоритетам, стратегия России вполне подлежит реализации. Главным ее плюсом является то, что Россия ставит во главу угла международные проекты, которые охватывают всю Арктику, а не только внутренние вопросы. «Поэтому концепция председательства будет наполнена очень конкретными и нужными мероприятиями, которые благоприятно скажутся на жизни людей не только российского Севера, но и всего Арктического региона в целом», – добавил эксперт.
Как ситуация в Арктике зависит от общего контекста современных международных отношений? В рамках последующей дискуссии Дмитрий Суслов, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики», охарактеризовал настоящее и будущее Арктического региона в разрезе противостояния США и Китая и формирования нового мирового порядка. Тимо Койвурова, профессор-исследователь Арктического центра Университета Лапландии, проанализировал, как отсутствие отношений России и Евросоюза сказывается на северном сотрудничестве.
Особое внимание было уделено обсуждению отношений России и Китая. Свою оценку состоянию сотрудничества Москвы и Пекина дал доцент Центра исследований России и Центральной Азии Фуданьского университета Ма Бин:
«Что Китай может сделать для кооперации с Россией в Арктике? Принять участие в развитии энергетического комплекса, инфраструктуры, науки. Китай может сыграть свою роль в данном регионе, но активность его вовлечения в Арктики во многом будет определяться политикой России, ее желанием и готовностью развивать российско-китайское сотрудничество. Если Москва не будет активно приветствовать участие Пекина в жизни этого региона, нам будет трудно присутствовать в Арктике».
Завершением рабочей программы первого дня стала дискуссия «Безопасность в Арктике: последний мирный регион?». Стоит ли включать вопросы жесткой безопасности в рабочую повестку Арктического совета? И почему, несмотря на отсутствие очевидных поводов для конфликта на Севере, как с западной, так и с российской стороны слышно беспокойство по поводу текущей милитаризации региона?
Помимо дискуссионной части программы участники «Арктического диалога» посетили достопримечательности Салехарда, приняли участие в церемонии возложения цветов к Вечному огню в Парке Победы. День завершился неформальной встречей участников программы Фонда Горчакова с членами Клуба юных дипломатов Ямало-Ненецкого автономного округа, в ходе которой школьники смогли пообщаться с молодыми специалистами сферы международных отношений, экономики и других сфер из разных стран – США, Норвегии, Швеции, Индии, Белоруссии.«Некое увеличение напряжения в Арктике отмечается по ряду причин, – уверена спикер “Арктического диалога” Андреа Чаррон, директор Центра по вопросам обороны и безопасности Университета Манитобы (Канада). – Во-первых, климатические изменения порождают активизацию деятельности в регионе. Во-вторых, налицо широкий геополитический контекст, противостояние США и Китая, рост экономической и военной мощи отдельных стран. На фоне всего происходящего рост интереса к происходящему в Арктике обоснован. Но все зависит от того, как трактовать решения северных стран в сфере безопасности – как угрозу возникновения конфликта или как политическое решение по укреплению арктических рубежей».